|
Квартиры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форум
|
|
|
Ипотека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Офисы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аналитика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Звезды
|
|
|
|
Улицы
|
|
|
|
|
|
|
|
Словари
|
|
|
|
|
|
Консультации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Справочник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Волхонка улица
Волхонка улица ( 1 - я половина XIX века ). Названа , по одной версии , по
находившемуся в этой местности кабаку «Волхонка». По другой версии , по речке
Волхонка ( Волхона , Волкона ) , впадавшей в Москву - реку между рекой Неглинной
и ручьем Черторый.
Старые названия : Чертольская улица ( 1 - я половина XVII века) , по
находившимся в этой местности урочищу Чертолье и ручью Черторый ; Пречистенская
улица ( часть ее , см. улица Пречистенка ) ( 1658 год ) ; улица Ленивка ( часть
улицы Волхонки ) ( 1 - я половина XIX века). От Боровицкой площади до площади
Пречистенские Ворота.
По правой стороне улицы сохранились исторические здания: дом М. Головина
середины XVIII века ( № 6 ) , дом Е. Е. Ренкевича 1788 года , во дворе которого
стоят палаты усадьбы Волконского XVII века ( № 8 ) , дом О. А. Шуваловой 1810 -
х годов ( № 10 ) , усадьба Голицыных XVIII века ( № 14 ) , усадьба Долгоруковых
, в которой в 1819 - 1918 годах размещалась 1 - я гимназия. Здесь также
находится Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (
дом № 12 ).
Здание построено специально для музея в 1898 - 1912 годах в неоклассическом
стиле (архитектор Р. И. Клейн , инженеры И. И. Рерберг , В. Г. Шухов ). В фондах
музея хранятся свыше 560 тысяч оригинальных памятников искусства , в том числе
около 350 тысяч гравюр и рисунков. Рядом расположен Музей личных коллекций ( дом
№ 14 ) , созданный в 1985 году на основе коллекции живописи И. С Зильберштейна.
В усадебном доме вдовы генерала Д. С. Дохтурова , который неоднократно
перестраивался , размещается картинная галерея художника Ильи Глазунова ( дом №
13 ). По левой стороне в начале улицы дома были снесены в 1972 году. Оставшиеся
здания — доходные дома конца XIX — начала XX века.
Здесь же на своем прежнем месте в 1995 - 2000 годах был восстановлен
кафедральный храм Христа Спасителя ( дом № 15 ). Храм - памятник Христу —
Спасителю России был воздвигнут по обету императора Александра I ,
провозглашенному особым манифестом от 25 декабря 1812 года ; «В сохранение
вечной памяти того беспримерного усердия , верности и любви к Вере и Отечеству ,
какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский , и в ознаменование
благодарности нашей к Промыслу Божию , спасшему Россию от грозившей ей
гибели...»
Если продолжительная история возведения храма была наполнена драматическими
событиями , то его недолгое существование оборвалось трагедией полного
уничтожения. Закладка первого храма по проекту А.Л.Витберга , утвержденному
императором , была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах , между
Смоленской и Калужской дорогами. Архитектор спроектировал храм в виде
расположенных друг над другом подземного храма в честь Рождества Христова ,
наземного — Преображения Господня и верхнего — Воскресения Христова. При этом в
нижнем храме Витберг предполагал на стенах галереи увековечить память мех павших
в войне и отразить историю Побед 1812 года.
По многочисленным причинам проект храма на Воробьевых горах , задуманный в
величественных классических формах , не был осуществлен , и указом Сената от 11
мая 1827 года строительство прекратили. Проведенный в 1829 году второй конкурс
на проект храма Христа Спасителя , не дал ожидаемого результата.
В 1830 году Николай I передал проектирование храма К. А. Тону , которому
удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным
местоположением. 10 апреля 1832 года император утвердил проект , составленный
Тоном , и избрал местом его расположения один из вариантов , предложенных
архитектором ,— территорию Алексеевского монастыря. В 1837 году назначили
комиссия по сооружению храма , и через год начались строительные работы.
Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием , его
архитектура провела четкую грань между двух эпох в архитектуре города —
уходящего классицизма в варианте «послепожарного московского ампира» и
зарождения русского стиля для обновления центра Москвы. Использовав в проекте
тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием ,
восходившим к византийским образцам , тон дополняет его рядом элементов ,
которые ассоциировались только с московскими прототипами XV - XVI веков. Это и
килевидная форма закомар , и аркатурно - колончатый
пояс в обрамлении окон второго яруса , и , наконец , опоясывающая основной объем
храма , повторяющий форму равноконечного креста , обходная галерея ,
превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года.
И если символика форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на
христианское вероучение , то в новом проекте программно и определенно заявлена
тема национального храма - памятника , храма - музея и обетного храма ,
возведенного в освященном обычаем месте — в центре Москвы , рядом с древним
Кремлем. Строительство затянулось почти на полвека. В 1838 году , после сноса
строений Алексеевского монастыря , Всехсвятской церкви и других зданий ,
приступили к земляным работам и начали кладку фундамента. 10 сентября 1839 года
состоялось торжество закладки храма.
В течение 1839 - 1853 годов были возведены стены , выложены своды и
произведена внешняя облицовка. В 1853 — 1857 годы установили металлические части
крыши и куполов и окончили все наружные работы. В 1858 году сняли наружные леса.
С 1857 года по внутренним лесам велись штукатурные работы и мраморная облицовка
стен , выкладывался мозаичный пол. С 1860 года начались работы по росписи
куполов и внутреннему убранству храма , завершенные в 1880 году. 13 декабря 1880
года храму присвоили наименование кафедрального собора во имя Христа Спасителя и
утвердили штат духовенства и причта. В1881 году — окончены работы по устройству
набережной и установке наружных фонарей. 26 мая 1883 года , в праздник
Вознесения Господня , в период коронационных торжеств , посвященных восшествию
на престол Александра III , был освящен главный престол.
Приделы во имя святых Николая Чудотворца и Александра Невского освятили
соответственно 12 июня и 8 июля того же года. Массивный кубовидный объем храма
получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам , их отличала лишь
тематика скульптурного убранства. Для наружного убранства было создано 48
рельефов , их авторами стали скульпторы А. В. Логановский , Н. А. Рамазанов , П.
К. Клодт. Рельефы , украшающие двери порталов собора , исполнили по моделям
Ф.П.Толстого. Внутренняя отделка производилась по новому проекту , работу над
которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А. И. Резанов
и Л. В. Даль.
Обратившись к традиционной , «поясной» схеме росписи древнерусских храмов ,
они подчинили ее соразмерности архитектурных членений ,отказавшись от типичного
для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции
вписывались в орнаментальные обрамления , подчиненные формам , линиям и абрисам
предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен
храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись.
Сюжетные композиции , повествующие о земной жизни Христа , расположенные
выше уровня хор , исполнили художники А. Т. Марков и И. Н. Крамской ( главный
купол ) ,
П. В. Басин и Н. А. Кошелев ( центральный барабан , своды малых куполов ) , Ф.
А. Бруни и П. С. Сорокин ( паруса и клиросы ) , В. В.
Верещагин ( ниши в основании четырех пилонов ) , а также Г.И.Семирадский , В. Д.
Фартусов , В. Е. Маковский и другие. Иконостас , представлявший собой уникальную
композицию в виде мраморной восьмигранной часовни , увенчанной золоченым
бронзовым шатром , располагался по оси главного входа в восточной ветви
основного креста храма.
Его высота вместе с шатром составляла 26,6 метра. Иконы на Царских вратах и
в четырех ярусах иконостаса были написаны , в основном , Т. А. Неффом. Часовня
служила одновременно иконостасом и играла роль надпрестольной сени. Основной
объем храма опоясывала двухъярусная галерея , в первом этаже которой был устроен
музей.
На стенах разместились 177 мраморных плит , на их поверхности были
высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года , высочайшие
приказы , рескрипты и увековечены имена воинов — защитников Отечества. Во втором
ярусе , на хорах , разместились дополнительные престолы храма.
Величию архитектуры храма Христа Спасителя , его художественным
достоинствам и значению для Москвы и всей России посвящено множество печатных
изданий. Сооружение храма открыло новую тему создания грандиозных мемориальных
храмовых ансамблей XIX — начала XX века. Освящение кафедрального собора открыло
этап его полувекового существования , которое с течением времени превратило храм
в символ национально - государственной
идеи.
Установка на его площади памятника Александру Ш ( скульптор М. А. Опекушин )
в 1912 году и предполагавшееся здесь же строительство Музея Отечественной войны
1912 года свидетельствовали о намерении превратить весь этот комплекс в
национальную святыню. В августе 1917 года в храме Христа Спасителя заседал
Поместный Собор Русской Православной Церкви , принявший решение о восстановлении
патриаршества. Там же 5 ноября 1917 года был избран патриарх всея Руси Тихон (
Беллавин ).
В 1922 году храм захватили обновленцы , которые владели им до его закрытия в
1930 году. В связи с решением о строительстве Дворца Советов в 1925 году группой
архитекторов , возглавляемых Н. А. Ладовским , было высказано предложение
построить дворец на месте храма Христа Спасителя , что понравилось
правительству. Храм начали разбирать в 1930 году. Специально сняли некоторое
количество фресок и передали в фонды Третьяковской галереи , а снятые рельефы —
в Антирелигиозный музей искусства , располагавшийся тогда в Донском монастыре.
Храм взорвали 5 декабря 1931 года по личному распоряжению Сталина.
Началось строительство Дворца Советов. Построили мощнейший фундамент , на
который поставили стальной каркас Дворца. Строительство задержала Великая
Отечественная война. Большую часть стальных конструкций сняли и использовали для
восстановления разрушенных мостов и железных дорог.В начале 1950 - х годов
строительство Дворца Советов было официально прекращено. В 1960 году из
фундамента его главного зала сделали бассейн «Москва». В конце 1980 - х годов
началась кампания по восстановлению храма Христа Спасителя. В 1990 году
Святейший Синод благословил начать его восстановление и обратился к
правительству с просьбой разрешить построить на старом месте. 7 января 1995 года
состоялась торжественная закладка нового храма. Выяснилось , что основные
рабочие чертежи хранятся в Музее архитектуры , в фонде Дворца Советов , так как
архитектор Б. М. Иофан хотел брать пример с работ К. А. Тона.
Проект храма Христа Спасителя делали архитекторы мастерской , возглавляемой
М. М. Посохиным , в союзе с московскими реставраторами. Большую роль в
воссоздании храма Христа Спасителя сыграло московское правительство. При
строительстве был использован мощный фундамент , сделанный в 1930 - е годы. Храм
построили на стилобате , в который поместили нижний храм во имя святителя
Николая Чудотворца , Музей храма Христа Спасителя и зал Церковных Соборов. Рядом
с храмом поставили деревянную церковь во имя Державной иконы Божьей Матери.
Главный престол освятили 19 августа 2000 года.
|
а на какой улице
живете вы ? |
Информация о улицах Москвы, размещенная на нашем сайте, собрана из самых разных
источников и ежедневно мы добавляем все больше и больше улиц в каталог
Аpartment.Ru. Наша цель - описать все улицы Москвы, их
историю, отличительные черты... На какой улице живете Вы? Знаете ли Вы
ее историю? Напишите нам, расскажите о Вашей улице или пришлите фото - мы
будем благодарны за помощь в создании каталога. И не забудьте указать Ваше
имя или источник информации - мы обязательно опубликуем это на сайте.
Написать письмо.... |
Продажа квартир |
Поиск по базе квартир
Ежедневно, в базе свыше 80 тысяч квартир и мы сможем предложить большой выбор
недвижимости практически на любой улице Москвы, в любом районе и рядом с каждой
станцией метро.
База квартир... |
|
Коммерческая недвижимость |
Коммерческая недвижимость, это офисы и торговые помещения, магазины и
кинотеатры. Бизнес центры и особняки - все это есть в нашей базе по
коммерческой недвижимости. База уникальна, аналогов нет и обновляется она
ежедневно. Вы сможете найти с ее помощью нужный офис в аренду или помещение
- быстро и легко. База
коммерческой недвижимости.... |
|
|